Мотивация персонала: Ошибка № 2

 

     Дорогие друзья, данная статья является продолжением статьи «Мотивация персонала: Ошибка №1», поэтому если вы с ней не знакомы – рекомендую для полного понимания ситуации начать с нее. Если же вы уже в теме, то просто пожелаю вам приятного чтения.

     

Ошибка мотивации №2: Ожидание чуда.

    

- «Вперед в светлое будущее»- кричал Владимир Ильич Ленин и при этом не забывал раздавать пинки под зад бегущим, ибо понимал, что, как только они добегут до заветной черты - дальше побегут не все. А те, кто продолжит бежать – будут делать это не так рьяно, как хотелось бы, а вскоре и вовсе перестанут бежать. Уж он знал толк в мотивации.

 

 - «Что же это за черта такая?» – спросите вы. Это граница зоны комфорта. За ней заканчивается привычный образ жизни и начинается неизведанное, непознанное, неопробованное. 

 

- «А что  же за чертой?»  За этой чертой начинаются земли, в которых исчезает мотивация, в привычном ее,  распространённом смысле и начинаются страхи, сопротивление и ошибки. Не удивительно, что за пределы этой черты способны шагнуть не многие – уж больно высок риск облажаться, хотя возможностей за этой чертой гораздо больше, а уж сколько новых знаний и умений!  Но, как говорят, в народе – «лучше синица в руках, чем утка под кроватью» или нет «….чем журавль в небе». В общем, не важно – главное, что лучше быть в средней паршивости, но гарантированном «здесь», чем  в грандиозном, но, негарантированное «там».

 

Итак, еще одно мое убеждение касательно мотивации:

 

«Мотивация работает только в рамках зоны комфорта сотрудников и совершенно не работает за ее пределами».

     

Здесь имеется ввиду мотивация в ее общераспространенном смысле. Мотивация, как процесс -  это побуждение человека, а в нашем контексте - сотрудника, к необходимым для вас действиям. Бытует мнение, что правильная мотивация – это система поощрений и целей, которые побуждают сотрудника идти к намеченному результату. В общем и целом, согласен с этим мнением, но добавлю – только в пределах зоны комфорта.  В пределах привычного, мы совершенно свободно умеем быть эффективными, так как наша защитная система воспринимает ситуацию, как нормальную. Но если немного изменить ситуацию и заставить сотрудника резко выйти за пределы привычного круга обязанностей - как сотрудник поведет себя в такой ситуации? Все очень просто – наш мозг, видя новую ситуацию и  не находя варианты поведения в ней, идентифицирует незнакомое, как опасное и включает биологические механизмы защиты.

 

                                 Классические  «4С», доставшиеся нам на уровне инстинктов от далеких предков:

 

    Передвигаясь по незнакомой местности и завидев объект, у них запускались следующие реакции:

  • Если объект больше и сильнее -  спастись бегством.
  • Если объект примерно одинаковой силы и габаритов – сразиться.
  • Если это съедобно – то конечно же съесть.
  • Ну, а если это существо вашего вида и противоположного пола – спариться.

 

    Мотивация забыта, а инстинкты рулят ситуацией.

 

    В современном обществе ничего не изменилось и сотрудники реагируют на изменения теми же «4 С»:

  • Сражаться – сотрудник старается оспаривать ваши распоряжения, апеллируя к КЗОТ, Трудовому договору, правилам и нормам.
  • Сожрать – он пытается вас запугать обращением к вышестоящему начальству или само-увольнением.
  • Сбежать – всячески избегает выполнения данного ему распоряжения с последующими отмазками на тему, почему он его не выполняет.
  • Спариться – попытка легкого флирта, заигрывание, апелляция к вашей доброте.

 

    То есть сотрудники всеми возможными способами будут сопротивляться выходу за пределы собственной зоны комфорта, не смотря на предложенную компанией систему мотивации, а так же на наличие собственных амбициозных целей.  

 

    Те руководители, работа сотрудников которых заключается в неторопливом и качественном процессе, в компании с очень консервативной системой развития вполне могут сделать выдод, что для их работников приемлема работа в рамках зоны комфорта. Но в таких организациях не особо задумываются и о мотивации сотрудников. В организациях же, целью которых является извлечение прибыли – все сложнее  - мотивировать сотрудников нужно более грамотно. Ну, или смириться с систематической потерей денег.

 

    Как выводить сотрудников из зоны комфорта мы разберем в следующей статье: «Мотивация: Ошибка №3: Как перестать терять деньги»

 

    Так же советую просмотреть видео с тренингов: «Ошибки мотивации» и «Почему продавцы не продают больше»

 

    С Уважением, Самсонов Николай.

 

 

 # тренинг ростов  # тренинг москва  # тренинги в ростове # тренинги в ростове на дону # тренинги ростов на дону # тренинги # обучение персонала # развитие персонала # управленческий тренинг # тренинги по управлению  # мотивация персонала