Мотивация персонала: Ошибка № 1

 

В данной статье я готов высказать свое мнение по теме «Мотивация персонала». Возможно, это самое мнение будет для вас неожиданным, а может и спорным, но это лишь мое мнение и оно имеет место быть.

 

В силу своей профессиональной направленности, я часто встречаю статьи, монографии, книги, методички — типа «Мотивация на 100%»/«Замотивируй работников за 5 минут»/«Мотивация спасет мир!», которые обещают научить меня мотивировать персонал, так, чтобы они действительно хотели, желали и мечтали работать в моей команде. Эти печатные труды обещают сделать из сотрудников компании работников, полных энтузиазма и нескончаемого желания «колбасить» и приносить непоправимую пользу компании. В общем, из них я понял, что грамотная мотивация персонала — это панацея от всех бед компании. Нужно всего лишь подобрать нужный мотив для конкретного работника, и он будет готов пойти с вами и в огонь и в воду. Идея «мотивация — спасет мир» не плоха, но есть в ней ряд слабых моментов, которые я хотел бы осветить ниже.

 

Итак, вот вам ошибка мотивации номер один:

 

Карманный психолог. Так я называю людей прочитавших 2-3 бестселлера на темы психология влияния, мотивация и само-мотивация и решивших, что разобрались в дебрях и перипетиях человеческой души. Они, как правило, делят людей на типы (часто их 4) и далее используют к нужному типу соответствующие инструменты. В общем, мотивация высшего уровня. Когда я встречаю таких мини-гуру — мне становится страшно — они умудряются определить мой тип раньше, чем я открою рот. Далее они начинают мотивировать меня соответствующими инструментами, которые, по их мнению, подходят моему типу.

 

Представьте себе, что существует теория мотивации, которая использует типологию «банан-апельсин-яблоко-морковка» — каждый человек предпочитает соответствующий фрукт. Далее, правильная мотивация — поощрять или стимулировать работников при помощи данного фрукта. Для выявления мотивирующего элемента нужно всего лишь положить перед испытуемым банан, апельсин, яблоко и морковку и в зависимости от того, какой фрукт выберет испытуемый, мы можем определить, какая у него мотивация.

 

Затем мы присваиваем ему данный фрукт, как инструмент индивидуальной мотивации и начинаем этот инструмент использовать. Никого не волнует то, что испытуемый выбрал данный фрукт при стечении определенных обстоятельств, в определенном настроении, в конкретном контексте и на это повлиял еще десяток других мотивов. Например: Испытуемый выбрал банан, так как планирует идти в зоопарк и хочет покормить обезьян, но в зоопарк он ходит раз в год и чаще банан ему не нужен.

 

Но, так действует испытуемый, а специалист уже принял другое решение — в графе «мотивация» он уже записал банан. Теперь банан является его преобладающим фруктом и именно эти фруктом, специалист планирует стимулировать данного сотрудника к работе. Это будет очень интересный процесс — представьте себе картину — мотивирующий держит перед сотрудником банан и, при этом, ногой пинает его сзади, дабы тот за бананом шел. В общем, теперь нужно время, чтобы сам испытуемый поверил в то, что банан его любимый фрукт, ну или по крайней мере осознал, что если он будет делать вид, что ведется на банан — специалист по мотивации перестанет его пинать. Спустя время, испытуемый готов изобразить радость и восторг при виде банана, чтобы специалист по мотивации перестал ему докучать. Специалист же, видя радость на лице сотрудника решает, что правильно подобрал для него мотиватор, и принимается за следующего сотрудника.

 

Скажу вам честно — я изучаю психологию 12 лет и в результате у меня больше вопросов, чем ответов! Человек — очень сложный биологический феномен, который на основании сознательных и бессознательных процессов, контекстуальных, поведенческих, настроенческих моментов, а так же целого ряда внешних факторов может принять то или иное решение. Попытка определить базовую мотивацию — сводится к самообману, когда мы сначала, что-то о человеке предполагаем, а потом вынуждаем его действовать таким образом, чтобы он подтвердил все наши предположения. Хотя кому-то легче делить людей на типы. Ну, что же — как говорится — чем бы дитя не тешилось...

 

Хочу обратить внимание на то, что это лишь первая часть цикла статей на тему «мотивация персонала», поэтому не спешите делать окончательные выводы и формировать полную картину, касаемо эффективной мотивации. Задача статьи не дать ответы, а заставить задуматься и если, после ознакомления с текстом, у вас появились вопросы касаемо темы «мотивация» и даже некоторое сопротивление — возможно я не зря потратил свое время. Продолжение следует.

 

Так же советую просмотреть видео с тренингов: «Ошибки мотивации» и «Почему продавцы не продают больше»

 

С уважением, Самсонов Николай.

# тренинг ростов  # тренинг москва  # тренинги в ростове # тренинги в ростове на дону # тренинги ростов на дону # тренинги # обучение персонала # развитие персонала # управленческий тренинг # тренинги по управлению # тренинг мотивация персонала